Полезная информация

 

ПОРЯДОК

оказания государственной поддержки безработным гражданам на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности

 

     Субсидии на организацию предпринимательской деятельности предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Безработный гражданин предоставляет разработанный бизнес-план в комиссию по рассмотрению бизнес-планов. При положительных рекомендациях Комиссии между центром занятости и безработным гражданином заключается договор об оказании государственной поддержки на организацию самозанятости в форме предпринимательской деятельности. Гражданин обязуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП), крестьянского (фермерского) хозяйства (далее КФХ)и осуществлять деятельность  в соответствии с бизнес-планом по выбранному виду деятельности. Центр занятости обязуется оказать государственную поддержку Гражданину на организацию предпринимательской деятельности, в виде субсидии в сумме 58800 руб. и в виде единовременной выплаты на частичную компенсацию расходов, связанных с подготовкой документов для государственной регистрации ИП, КФХ, в сумме не более 2000 рублей. Перечисление производится после предоставления Гражданином в 10-ти дневный срок  со дня государственной регистрации предпринимательской деятельности следующих документов:

- копии свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП, КФХ с предоставлением оригинала;

- копии выписки из Единого государственного реестра ИП с предоставлением оригинала;

- банковской выписки из лицевого счета (банковского счета) открытого в Сберегательном Банке, подтверждающей наличие на счете не менее 5% от суммы средств, предусмотренных бизнес-планом для его реализации.

      Для осуществления контроля за целевым и своевременным использованием выделенных компенсационных выплат гражданин представляет в центр занятости: документы, подтверждающие целевое расходование  бюджетных средств соответствии с бизнес-планом, - в трехмесячный срок со дня поступления компенсационной выплаты на его лицевой счет; копии документов об уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, копии налоговой декларации о доходах по итогам налогового периода в сроки, установленные договором.

      Компенсационные выплаты, выделенные гражданину на организацию самозанятости подлежат возврату в Центр занятости  в случаях:

- их нецелевого использования;

- прекращения деятельности в качестве ИП или КФХ до истечения срока действия договора.

 

 

Выписка из Федерального Закона  «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 19.04.1991 года № 1032-1

            

            Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

          Согласно ст.3 вышеназванного Закона Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Подходящей считается такая работа, в т.ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для граждан:

- впервые ищущих работу не имеющих профессии;

- уволенных более одного раза в течение одного года;

- уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;

- прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность;

- стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

- состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;

- обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

 

ИНФОРМАЦИЯ
для безработных граждан на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности, открывшими собственное дело, по уплате страховых взносов в 2011 году
ФИКСИРОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (ГЛАВ КРЕСТЬЯНСКИХ(ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ)
Предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают за себя страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.
Таким образом, страховые взносы на планируемый год составят:
Взнос в ПФР 4330*12*26% = 13509,60
Взнос в ФФОМС 4330*12*2,1% = 1091,16
Взнос в ТФОМС 4330*12*3% = 1558,80
Общая налоговая нагрузка за год составит 16159,56 рублей.
 
Для информации!
Данная категория плательщиков взносы в ФСС РФ не перечисляет в соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
 
Внимание! Страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачиваются не зависимо от ведения или неведения деятельности предпринимателем и/или от наличия или отсутствия доходов.
 
 
1. Ставки страховых взносов для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы):
 

ПФР
ФСС
ФФОМС
ТФОМС
26%
2,9%
3,1%
2%

Всего 34%.
 
2. Ставки страховых взносов для:
- сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- организаций и предпринимателей, уплачивающих ЕСХН (п. 2 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- общественных организаций инвалидов (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
 

ПФР
ФСС
ФФОМС
ТФОМС
16%
1,9%
1,1%
1,2%

Всего 20,2%.
 


3. Ставки страховых взносов для:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСНО);
- организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
 

ПФР
ФСС
ФФОМС
ТФОМС
26%
2,9%
3,1%
2%

Всего 34%.
 
4. Ставки страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО и осуществляющих определенные виды деятельности:
Если основным видом деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, является производство пищевых продуктов, обуви, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, транспортных средств, оборудования и др., то эти плательщики в течение 2011 и 2012 гг. могут использовать льготный тариф. Уплачивать взносы в меньшем размере могут также лица, которые осуществляют научные исследования и разработки, ремонт бытовых изделий и автотранспортных средств, а также ведут деятельность в сферах образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, строительства и др.
Закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых применяется льготный тариф, приведен в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
 

ПФР
ФСС
ФФОМС
ТФОМС
18%
2,9%
3,1%
2%

Всего 26%.
 


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВОК ПО СТРАХОВОЙ И НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПО СТРАХОВЫМ ПЕНСИОННЫМ ВЗНОСАМ В ПФР:
1. Для всех страхователей (за исключением сельхозпроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и организаций, применяющих специальные налоговые режимы) применяются следующие тарифы страховых взносов:
 

Для лиц 1966 год рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть
Страховая часть
Накопительная часть
26%
20%
6%

 
2. Для:
- сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (п. 1 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- организаций и предпринимателей, уплачивающих ЕСХН (п. 2 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, - в отношении указанных выплат и вознаграждений (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
- общественных организаций инвалидов (п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ);
 

Для лиц 1966 год рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть
Страховая часть
Накопительная часть
16%
10%
6%

 
3. Для:
- организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСНО);
- организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД
 

Для лиц 1966 год рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть
Страховая часть
Накопительная часть
26%
20%
6%

 
4. Ставки страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО и осуществляющих определенные виды деятельности:
Если основным видом деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, является производство пищевых продуктов, обуви, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, транспортных средств, оборудования, осуществляют научные исследования и разработки, ремонт бытовых изделий и автотранспортных средств, а также ведут деятельность в сферах образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, строительства и др.
 

Для лиц 1966 год рождения и старше
Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая часть
Страховая часть
Накопительная часть
18%
12%
6%

 
УПЛАТА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму страховых взносов, подлежащую перечислению во внебюджетные фонды, определяют в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля. Ежемесячные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Предприниматели, уплачивающие страховые взносы за себя должны перечислить их не позднее 31 декабря текущего календарного года. На эти взносы необходимость округления сумм, подлежащих к перечислению, не распространяется.
ОТЧЕТНОСТЬ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ПФР, ФСС, ФОМС И ПО ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМУ УЧЕТУ
Отчетность по пенсионным и медицинским взносам за 2011 г. и последующие годы необходимо представлять не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Таким образом, отчетность за 2011 г. необходимо представить не позднее 16 мая, 15 августа, 15 ноября 2011 г. и 15 февраля 2012 г.
В эти же сроки необходимо представить и отчетность по персонифицированному учету, утвержденную Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п (п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
 
С 1 января 2011 г. также уточнен срок представления отчетности в ФСС РФ. Форму-4 ФСС РФ (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н) в части взносов по временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо подавать не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, форму-4 ФСС РФ за отчетные периоды 2011 г. необходимо подать не позднее 15 апреля, 15 июля, 17 октября 2011 г. и 16 января 2012 г.
Новые правила распространяются также и на расчет за последний отчетный период 2010 г. Следовательно, его необходимо подать не позднее 17 января 2011 г.
 
С 2011 г. законодательно установлен срок для представления персонифицированной отчетности физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - не позднее 1 марта следующего года (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318, а также в п. 42 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Проверять полноту начисления предпринимателями взносов, своевременность их уплаты и представления расчетов будет территориальный орган ПФР по месту учета предпринимателя, причем как по пенсионным взносам, так и по взносам на медицинское страхование (часть 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).
У органа ПФР будут полномочия по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, а также штрафов и пеней (статьи 19, 20 Закона N 212-ФЗ).
Пени за несвоевременную уплату взносов будут рассчитываться за каждый день просрочки исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (части 3, 5, 6 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
За непредставление (несвоевременное представление) расчета предпринимателя смогут оштрафовать (статья 46 Закона N 212-ФЗ):
(если) просрочка 180 дней и меньше - в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 100 руб.;
(если) просрочка более 180 дней - в размере 30% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки начиная со 181-го дня, но не менее 1000 руб.
 
К административной ответственности за это правонарушение предпринимателей привлекать не будут (часть 2, примечание к ст. 15.33 КоАП РФ (в ред. Закона N 213-ФЗ); п. 9 ст. 29 Закона N 213-ФЗ).
 
Штраф за неуплату взносов составит 20% от неуплаченной суммы, а если будет доказан умысел - 40% (статья 47 Закона N 212-ФЗ).
ИНФОРМАЦИЯ
для безработных граждан на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности, открывшими собственное дело, по действующим налоговым режимам для предпринимателей в 2011 году
 
Предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств могут уплачивать налоги в соответствии с различными режимами налогообложения.
Общий режим налогообложения
При применении общего режима налогообложения (ОРН) предприниматели являются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в соответствии с главой 23 Налогового Кодекса РФ (НК РФ).
Индивидуальные предприниматели исчисляют и уплачивают налог с полученных доходов. Доходы уменьшаются на сумму обоснованных и документально подтвержденных расходов, осуществленных (понесенных) налогоплательщиком.
При этом расходы исчисляются в порядке, предусмотренном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. На это прямо указано в п. 1 ст. 221 "Профессиональные налоговые вычеты" НК РФ.
 
Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, исчисляющих и уплачивающих налог в соответствии с требованиями гл. 23 НК РФ (далее - Порядок учета) утвержден совместным Приказом Минфина России N 86н и МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г.
Учет доходов и расходов, а также хозяйственных операций ведется в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций, предназначенной для обобщения, систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах.
 
Налоговые ставки по НДФЛ установлены в ст. 224 Налогового кодекса РФ. Доход индивидуального предпринимателя от занятия предпринимательской деятельностью облагается по ставке 13 %.
 
Индивидуальные предприниматели несут обязанность по уплате авансовых платежей по НДФЛ.
Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. При этом расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов.
Уплата авансовых платежей производится налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:
1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;
3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.
Если фактический доход по сравнению с планируемым значительно, более чем на 50 процентов, увеличиться или уменьшиться, то в этом случае налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. А налоговый орган обязан перерассчитать суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
 
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность представления декларации по налогу на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями предусмотрена п. 5 ст. 227 НК РФ. Она представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Внимание! Непредставление индивидуальным предпринимателем налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
Кроме того, п. 2 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что в случае непредставления индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в инспекцию в течение двух недель по истечении установленного срока, а также в случае отказа представить декларацию руководителем налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций по счетам в банке.
 
Предприниматели, зарегистрированные в форме крестьянского (фермерского) хозяйства имеют льготу.
В соответствии с подпунктом 14 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства.
При этом указанная норма применяется к доходам тех членов КФХ, в отношении которых такая норма ранее не применялась.
По истечении пяти лет после регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства налогообложение доходов членов хозяйства должно производиться в общеустановленном порядке, а налогообложение доходов главы КФХ - в порядке, предусмотренном главами 23 и 24 Кодекса для индивидуальных предпринимателей.
 
Внимание! При общем режиме налогообложения предприниматели, в том числе и главы КФХ признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).
Однако они имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
 
О своем намерении не платить НДС необходимо уведомить налоговую инспекцию по месту учета (п. 3 ст. 145 НК РФ).
Это нужно сделать не позднее 20-го числа месяца, с которого принято решение использовать освобождение от обязанностей налогоплательщика.
В частности, в налоговую инспекцию должны быть представлены следующие документы.
1. Уведомление об использовании права на освобождение.
Форма Уведомления утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342.
2. Выписка из бухгалтерского баланса (для организаций).
3. Выписка из книги продаж.
4. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей).
5. Копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ).
 
Упрощенная система налогообложения учета и отчетности (УСН)
Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Ее применение регулируется гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общей системе (общему режиму) предприниматели осуществляют добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену целого ряда налогов единым, исчисляемым по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. В соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ:
Не уплачивают индивидуальные предприниматели:
- налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
- налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
 
Кроме того, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС). За исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также при исполнении обязанности налогового агента в соответствии со ст. 161 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, для них сохраняется действующий порядок представления статистической отчетности, ведения кассовых операций.
 
Согласно п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения также может быть признан один из двух возможных, а именно:
- доходы;
- доходы, уменьшенные на величину расходов.
 
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, уплачивают единый налог в зависимости от выбранного объекта:
Объект налогообложения
Налоговые ставки
(Доход, уменьшенный на величину расходов)
10%
(Доход)
6%
 
При этом согласно Федеральному закону от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ власти регионов могут устанавливать дифференцированные ставки по объекту "доходы минус расходы".
Ставка 10% установлена Законом Республики Татарстан от 17 июня 2009 года N 19-ЗРТ «Об установлении дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения».
 
В соответствии с п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
 
Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы, полученные от предпринимательской деятельности:
- доходы от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
 
В случае если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение таких доходов.
В случае если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Необходимо учесть, что налоговый период по единому налогу - это год, и поэтому налоговая база определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Глава 26.2 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики:
- выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу;
- выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
 
Налогоплательщики, исчисляющие единый налог с доходов, сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, уменьшают на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности.
 
Налоговым периодом по единому налогу признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Соответственно, авансовые платежи должны быть уплачены в следующие сроки:
- 25 апреля;
- 25 июля;
- 25 октября.
А налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
А уплату налога ПБОЮЛ по закону необходимо произвести не позднее 30 апреля.
 
Минимальный налог уплачивается налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. В соответствии с п. 6 ст. 346.18 НК РФ он составляет 1 процент от суммы полученного налогооблагаемого дохода.
Внимание! Минимальный налог рассчитывается только по итогам налогового периода (п. 6 ст. 346.18 НК РФ). Минимальный налог уплачивается в том случае, если он больше суммы исчисленного в общем порядке единого налога. А налог определяют только по итогам периода налогового, поскольку по окончании отчетных периодов рассчитывают авансовые платежи по единому налогу. Это установлено п. 3 ст. 346.21 НК РФ.
 
Форма налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 22 июня 2009 г. N 58н.
Декларация представляется по итогам налогового периода организациями в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; индивидуальными предпринимателями - в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
 
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов, которые необходимы для расчета единого налога (п. 1 ст. 346.24 НК РФ). Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета.
Книгу учета доходов и расходов можно вести не только на бумажных носителях, но и в электронном виде с использованием компьютерной техники. В этом случае распечатывать листы книги учета доходов и расходов необходимо по окончании каждого отчетного (налогового периода). В конце года листы книги прошиваются и пронумеровываются. Количество страниц, указанное на последней странице книги, заверяется подписью руководителя и печатью. В таком виде книга учета доходов и расходов представляется в налоговую инспекцию вместе с налоговой декларацией по единому налогу за год.
После окончания налогового периода книга учета доходов и расходов хранится в течение четырех лет (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Книга учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н.
 
Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
 
Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в ст. 346.25.1 НК РФ.
Применяя упрощенную систему налогообложения на основе патента, индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Однако среднесписочная численность работников, определяемая в порядке, установленном Росстатом, не должна превышать за налоговый период пять человек.
 
Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В Республике Татарстан принят Закон от 3 октября 2008 года N 81-ЗРТ «О возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Республики Татарстан».
В соответствии с приложением к данному Закону на патент могут быть переведены следующие виды деятельности:
 
Виды деятельности
Особенности ведения предпринимательской деятельности
Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, рублей
1
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий
 
225 000
2
Ремонт, окраска и пошив обуви
 
225 000
3
Изготовление валяной обуви
 
225 000
4
Изготовление текстильной галантереи
 
225 000
5
Изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц
 
225 000
6
Изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд
 
225 000
7
Изготовление оград, памятников, венков из металла
 
225 000
8
Изготовление и ремонт мебели
 
225 000
9
Производство и реставрация ковров и ковровых изделий
 
225 000
10
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий
 
225 000
11
Производство инвентаря для спортивного рыболовства
 
225 000
12
Чеканка и гравировка ювелирных изделий
 
225 000
13
Производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр
 
225 000
14
Изготовление изделий народных художественных промыслов
 
225 000
15
Изготовление и ремонт ювелирных изделий, бижутерии
 
225 000
16
Производство щипаной шерсти, сырых шкур и кож крупного рогатого скота, животных семейства лошадиных, овец, коз и свиней
 
225 000
17
Выделка и крашение шкур животных
 
225 000
18
Выделка и крашение меха
 
225 000
19
Переработка давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу
 
225 000
20
Расчес шерсти
 
225 000
21
Стрижка домашних животных
 
225 000
22
Защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней
 
225 000
23
Изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика
 
225 000
24
Ремонт и изготовление бондарной посуды и гончарных изделий
 
225 000
25
Изготовление и ремонт деревянных лодок
 
225 000
26
Ремонт туристического снаряжения и инвентаря
 
225 000
27
Распиловка древесины
 
225 000
28
Граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике
 
225 000
29
Изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов
 
225 000
30
Копировально-множительные, переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы
 
225 000
31
Чистка обуви
 
225 000
32
Деятельность в области фотографии
 
225 000
33
Производство, монтаж, прокат и показ фильмов
 
225 000
34
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств
 
360 000
35
Предоставление прочих видов услуг по техническому обслуживанию автотранспортных средств (мойка, полирование, нанесение защитных и декоративных покрытий на кузов, чистка салона, буксировка)
 
360 000
36
Оказание услуг тамады, актера на торжествах, музыкальное сопровождение обрядов
 
225 000
37
Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
 
225 000
38
Автотранспортные услуги
перевозка пассажиров
45 000
перевозка грузов
180 000
39
Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу
 
225 000
40
Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники
 
225 000
41
Монофоническая и стереофоническая запись речи, пения, инструментального исполнения заказчика на магнитную ленту, компакт-диск. Перезапись музыкальных и литературных произведений на магнитную ленту, компакт-диск
 
225 000
42
Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными
 
225 000
43
Услуги по уборке жилых помещений
 
225 000
44
Услуги по ведению домашнего хозяйства
 
225 000
45
Ремонт и строительство жилья и других построек
 
225 000
46
Производство монтажных, электромонтажных, санитарно- технических и сварочных работ
 
225 000
47
Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления
 
225 000
48
Услуги по приему стеклопосуды и вторичного сырья, за исключением металлолома
 
225 000
49
Нарезка стекла и зеркал, художественная обработка стекла
 
225 000
50
Услуги по остеклению балконов и лоджий
 
225 000
51
Услуги бань, саун, соляриев, массажных кабинетов
 
225 000
52
Услуги по обучению, в том числе в платных кружках, студиях, на курсах, и услуги по репетиторству
 
225 000
53
Тренерские услуги
 
225 000
54
Услуги по зеленому хозяйству и декоративному цветоводству
 
225 000
55
Производство хлеба и кондитерских изделий
 
225 000
56
Передача во временное владение и (или) в пользование гаражей, собственных жилых помещений, а также жилых помещений, возведенных на дачных земельных участках
 
30 000
57
Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах
 
225 000
58
Ветеринарные услуги
 
225 000
59
Услуги платных туалетов
 
225 000
60
Ритуальные услуги
 
225 000
61
Услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров
 
225 000
62
Услуги общественного питания
через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей
30 000
через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей
135 000
63
Услуги по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе по производству мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово- ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов из льна, хлопка, конопли и лесоматериалов (за исключением пиломатериалов)
 
225 000
64
Услуги, связанные со сбытом сельскохозяйственной продукции (хранение, сортировка, сушка, мойка, расфасовка, упаковка и транспортировка)
 
225 000
65
Оказание услуг, связанных с обслуживанием сельскохозяйственного производства (механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные работы)
 
225 000
66
Выпас скота
 
225 000
67
Ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты
 
225 000
68
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности
 
225 000
69
Осуществление частной детективной деятельности лицом, имеющим лицензию
 
225 000
 
Применять УСН на основе патента индивидуальные предприниматели могут добровольно. Это право им предоставляют п. 1, абз. 2 п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ.
Чтобы получить патент, необходимо подать заявление в налоговую инспекцию по месту учета, т.е. по месту жительства (п. 1 ст. 83 НК РФ). Сделать это нужно не позднее чем за один месяц до начала применения УСН (п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ). Иначе в применении УСН на основании патента может быть отказано.
Если осуществляется несколько видов предпринимательской деятельности, то патент необходимо получить на каждый из них.
 
Форма заявления на получение патента приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента".
Налоговая инспекция обязана в течение 10 рабочих дней выдать патент или уведомить об отказе в его выдаче (абз. 3 п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ). Уведомление об отказе выдается по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента" (далее - Приказ N САЭ-3-22/417).
 
Согласно п. п. 6 и 7 ст. 346.25.1 НК РФ формула расчета годовой стоимости патента имеет следующий вид:
СТП(год) = С x ПВД,
где С - ставка налога 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ);
ПВД - потенциально возможный к получению годовой доход, установленный законом субъекта РФ для вашего вида деятельности на соответствующий календарный год.
 
Оплачивать патент необходимо не до перехода на патентную "упрощенку", а после этого события. Причем оплата производится в два этапа.
Сначала оплачивается только 1/3 цены патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления деятельности. А 2/3 стоимости патента нужно оплатить не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который получен патент. Такой порядок предусмотрен в п. п. 8, 10 ст. 346.25.1 НК РФ.
Часть стоимости патента, которая оплачивается вторым платежом, можно уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа (п. 10 ст. 346.25.1 НК РФ).
При этом, Минфин России в Письме от 26.12.2008 N 03-11-02/162 указывает, что стоимость патента не может быть уменьшена на сумму страховых взносов более чем на 50%.
 
Индивидуальный предприниматель, который применяет патентную УСН, не исчисляет налоговую базу по налогу исходя из доходов или доходов за вычетом расходов. Несмотря на это, законодатель обязал его вести налоговый учет доходов (п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ). А вот налоговый учет расходов не предусмотрен.
С 1 января 2009 г. индивидуальные предприниматели, работающие на патентной УСН, должны вести учет своих доходов в Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.
Форма Книги учета доходов и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является специальным режимом налогообложения. Она регулируется гл. 26.3 Налогового кодекса РФ.
ЕНВД - это местный налог. То есть этот налог устанавливается представительными органами муниципальных районов и городских округов.
 
Налоговой базой для исчисления ЕНВД признается величина вмененного дохода (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
Рассчитывается она как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (п. 2 ст. 346.29 НК РФ).
При этом базовая доходность корректируется (уменьшается или увеличивается) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Формула расчета налоговой базы приведена в п. 5.9 Порядке заполнения декларации по единому налогу на вмененный доход, утвержденном Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н:
НБ = БД x К1 x К2 x (ФП1 + ФП2 + ФП3),
где НБ - налоговая база;
БД - базовая доходность;
К1 - коэффициент-дефлятор;
К2 - корректирующий коэффициент;
ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.
 
Базовая доходность - это условный месячный доход, который установлен для каждого вида деятельности. Этот доход соответствует единице физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности (абз. 3 ст. 346.27 НК РФ).
Базовая доходность установлена в расчете на месяц. Ее величина для каждого вида деятельности указана в таблице, приведенной в п. 3 ст. 346.29 НК РФ:
Виды предпринимательской деятельности
Физические показатели
Базовая доходность в месяц (рублей)
1
2
3
Оказание бытовых услуг
Количество работников, включая ИП
7 500
Оказание ветеринарных услуг
Количество работников, включая ИП
7 500
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
Количество работников, включая ИП
12 000
Оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках
Общая площадь стоянки (в квадратных метрах)
50
Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов
Количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов
6 000
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров
Количество посадочных мест
1 500
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы
Площадь торгового зала (в квадратных метрах)
1 800
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых не превышает 5 квадратных метров
Торговое место
9 000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров
Площадь торгового зала (в квадратных метрах)
1 800
Развозная и разносная розничная торговля
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
4 500
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей
Площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)
1 000
Оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей
Количество работников, включая индивидуального предпринимателя
4 500
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло)
Площадь информационного поля (в квадратных метрах)
3 000
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения
Площадь информационного поля (в квадратных метрах)
4 000
Распространение наружной рекламы посредством электронных табло
Площадь информационного поля (в квадратных метрах)
5 000
Размещение рекламы на транспортных средствах
Количество транспортных средств, на которых размещена реклама
10 000
Оказание услуг по временному размещению и проживанию
Общая площадь помещения для временного размещения и проживания (в квадратных метрах)
1 000
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них не превышает 5 квадратных метров
Количество переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания
6 000
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них превышает 5 квадратных метров
Площадь переданного во временное владение и (или) в пользование торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации общественного питания (в квадратных метрах)
1 200
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка не превышает 10 квадратных метров
Количество переданных во временное владение и (или) в пользование земельных участков
5 000
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, если площадь земельного участка превышает 10 квадратных метров
Площадь переданного во временное владение и (или) в пользование земельного участка (в квадратных метрах)
1 000
 
Физический показатель характеризует определенный вид предпринимательской деятельности. Для отдельных видов предпринимательской деятельности физические показатели указаны в таблице, приведенной в п. 3 ст. 346.29 НК РФ.
 
Базовую доходность, установленную НК РФ, нужно корректировать (уменьшать или увеличивать) на коэффициенты К1 и К2 (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Коэффициенты К1 и К2 позволяют учесть влияние различных внешних условий (факторов) на размер получаемого дохода.
К1 - это коэффициент-дефлятор, который устанавливается на календарный год. С его помощью учитывается изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем периоде (абз. 5 ст. 346.27 НК РФ).
На 2011 год К1 установлен в размере 1,372 в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2010 N 519.
 
К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности (абз. 6 ст. 346.27 НК РФ).
К2 устанавливается представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ).
 
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).
Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.
Ставка ЕНВД составляет 15% величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).
 
Исчисленный по итогам налогового периода налог можно уменьшить на следующие суммы (п. 2 ст. 346.32 НК РФ):
1) сумму страховых взносов, уплаченную (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени с выплат работникам, занятым в деятельности, облагаемой ЕНВД;
2) сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование;
3) сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
При этом сумма ЕНВД не может быть уменьшена более чем на 50%.
 
Уплата ЕНВД производится налогоплательщиками по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 1 ст. 346.32 НК РФ).
Налоговые декларации по ЕНВД следует подавать в налоговые органы по итогам налогового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода (п. 3 ст. 346.32 НК РФ).
Начиная с представления налоговой декларации за I квартал 2009 г. применяются форма декларации (форма по КНД 1152016) и Порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минфина России от 08.12.2008 N 137н.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Данный специальный налоговый режим предусмотрен для сельскохозяйственных товаропроизводителей главой 26.1 НК РФ.
 
В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели:
- производящие сельскохозяйственную продукцию;
- осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
- реализующие эту продукцию.
При этом в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.
 
Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию России, а также в соответствии со ст. 174.1 НК РФ).
Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы в соответствии с законодательством РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов.
Правила, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.
 
Объектом обложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
 
Налоговым периодом по ЕСХН признается календарный год, отчетным периодом - полугодие. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
Налогоплательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Форма налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. В настоящее время действует форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н.
Порядок заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу утвержден этим же Приказом Минфина России.
 
Налогоплательщики ЕСХН исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН по итогам отчетного периода исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.
Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного п. 2 ст. 346.10 НК РФ для подачи декларации по ЕСХН, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, т.е. полугодия.
Уплаченные авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (т.е. календарного года).
Таблица основных изменений
при оказании государственной поддержки безработным гражданам на организацию самостоятельной занятости в форме предпринимательской деятельности
 
Показатель
2010 год
2011 год
1
Финансовая помощь на частичную компенсацию расходов, связанных с регистрацией
1) Возмещалась в размере до 2000 рублей
1) Не предусмотрена (в разъяснении Минздравсоцразвития РФ сказано, что данная финансовая помощь только может быть оказана)
2) не включалась в финансовый план, оказывалась как дополнительная финансовая помощь
2) можно включить в финансовый план как собственные средства
2
Размер страховых взносов индивидуальными предпринимателями, главами КФХ, адвокатами и частными нотариусами (фиксированный платеж)
12 002,76 рублей в год
(4 330*23,1%*12 мес.)
 
В том числе:
1) ПФР - 4330*20%*12=10392
2) ФФОМС - 4330*1,1%*12=571,56
3) ТФОМС - 4330*2%*12=1039,2
16 159,56 рублей в год
(4 330*31,1%*12 мес.)
 
В том числе:
1) ПФР - 4330*26%*12=13509,6
2) ФФОМС - 4330*2,1%*12=1091,16
3) ТФОМС - 4330*3%*12=1558,8
3
Размер страховых взносов для лиц, выплачивающих вознаграждения физическим лицам
Общий режим налогообложения (ОРН)
26%
34%
Упрощенная система налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
14%
34%
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей (применяющих ОРН)
20%
20,2%
Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН)
10,3%
20,2%
Для отдельных категорий плательщиков, применяющих УСН*
14%
26%
4
Проверки индивидуальных предпринимателей контрольно-надзорными органами
-
Дополнительно могут проверять налогоплательщиков: Пенсионный Фонд России (ПФР), фонд социального страхования (ФСС), Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)
 
*) Федеральным законом от 28.12.2010 N 432-ФЗ для некоторых плательщиков налога при УСН установлены пониженные тарифы.
Если основным видом деятельности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, является производство пищевых продуктов, обуви, резиновых и пластмассовых изделий, мебели, транспортных средств, оборудования и др., то эти плательщики в течение 2011 и 2012 гг. могут использовать льготный тариф. Уплачивать взносы в меньшем размере могут также лица, которые осуществляют научные исследования и разработки, ремонт бытовых изделий и автотранспортных средств, а также ведут деятельность в сферах образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг, строительства и др. Закрытый перечень видов деятельности, при осуществлении которых применяется льготный тариф, приведен в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Еще раз отметим, что такая деятельность должна являться основной, т.е. доля доходов от реализации продукции или оказанных услуг по ней не может составлять менее 70 процентов общего объема доходов (ч. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
 
 
 

 

Памятка гражданину, обратившемуся в органы службы занятости

ОБРАЩЕНИЕ В СЛУЖБУ ЗАНЯТОСТИ

 

В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" граждане, обратившиеся в органы службы занятости, могут:

·         получить бесплатную консультацию: по законодательству о труде и занятости; о возможностях трудоустройства, профессионального обучения, выбора профессии (специальности), открытия собственного дела, участия в общественных работах; о спросе и предложении на рынке труда; о распорядке и правилах работы органов службы занятости;

·         ознакомиться с перечнем вакантных должностей и свободных рабочих мест;

·         подобрать варианты трудоустройства;

·         получить психологическую поддержку и пройти тестирование для выявления склонностей к определенной сфере деятельности, интересов и личностных качеств.

ДОКУМЕНТЫ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ ГРАЖДАНАМИ ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

 

Граждане, обратившиеся в целях поиска работы и трудоустройства, представляют для регистрации следующие документы:

·         паспорт или документ, его заменяющий;

·         документы, удостоверяющие образование и профессиональную квалификацию;

·         трудовую книжку или ее дубликат (для потерявших работу и заработок) ;

·         справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в органы службы занятости) .

Кроме того, в числе необходимых документов представляют:

граждане, уволенные с военной службы и из органов внутренних дел, - военный билет;

граждане, прекратившие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - документы из Налоговой службы Верхнеуслонского муниципального района о прекращении предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

граждане, являвшиеся учредителями (участниками) организаций, - свидетельство о ликвидации организации или документы, содержащие сведения о их выходе из состава соучредителей (участников);

граждане, работавшие у предпринимателя без образования юридического лица, - трудовой договор (контракт) и справку из Пенсионного фонда об уплате страховых взносов;

нотариусы, занимавшиеся частной практикой, - выписки из приказов органа юстиции об освобождении их от полномочий нотариусов;

иностранные граждане - вид на жительство;

вынужденные переселенцы - удостоверение вынужденного переселенца, свидетельство о регистрации по месту пребывания;

граждане, которым установлена инвалидность, - индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую Государственной службой медико-социальной экспертизы, и справку бюро МСЭ.

 

ПРИЗНАНИЕ БЕЗРАБОТНЫМ

 

Трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы, активно ведущие поиск работы, готовые приступить к ней, не трудоустроенные в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, признаются безработными не позднее 11 дней с даты предъявления органам службы занятости всех необходимых документов.

 

БЕЗРАБОТНЫМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАН ГРАЖДАНИН:

·         не достигший 16-летнего возраста;

·         которому в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

·         отказавшийся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера , а впервые ищущий работу (ранее не работавший), не имеющий профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

·         не явившийся в органы службы занятости без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации для предложения ему подходящей работы;

·         не явившийся в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации его в качестве безработного;

·         представивший документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представивший другие недостоверные данные для признания безработным;

·         осужденный по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.

Внимание! Гражданин, которому в установленном порядке отказано в признании его безработным, имеет право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании безработным.

 

ПОДБОР ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ

 

Подходящей считается работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия, отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию, или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших, обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде.

Граждане, обратившиеся в органы службы занятости по месту жительства в целях поиска работы, выполняют следующие правила:

·         посещают службу занятости в целях поиска подходящей работы строго в назначенные дни;

·         своевременно сообщают обо всех изменениях, связанных с переменой места жительства и трудоустройством, включая временные и сезонные работы.

При получении рекомендательных писем и вариантов подходящей работы граждане:

·         являются на переговоры с работодателями по вопросу трудоустройства в течение трех дней со дня получения варианта трудоустройства;

·         возвращают рекомендательные письма с ответами работодателя, заверенные подписью должностного лица и печатью организации, предприятия, учреждения. В случае невозможности оформления рекомендательного письма работодателем гражданин обязан обратиться в службу занятости и поставить в известность о данном факте специалиста, выдавшего рекомендательное письмо не позднее дня, следующего за днем посещения работодателя;

Справка для получения средней заработной платы за третий месяц трудоустройства выдается уволенным по п.1 ст.33 КЗоТ (сокращение численности, штата) при выполнении следующих условий:

·         регистрация гражданина в органах службы занятости в течение 14 календарных дней со дня увольнения;

·         отсутствие у гражданина нарушения срока перерегистрации без уважительных причин;

·         отсутствие у гражданина двух отказов от подходящей работы в течение трех месяцев трудоустройства;

·         не трудоустройство гражданина.

Внимание! Граждане, обращающиеся в органы службы занятости, несут ответственность за сокрытие заработка (дохода), предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработными, нарушение порядка и правил в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Департамент имеет право проверять достоверность документов и информации, представляемой работодателями и гражданами.

Граждане, зарегистрированные в качестве ищущих работу, снимаются с учета в случае длительной неявки в отдел центра занятости населения - по истечении одного месяца со дня последнего посещения органа службы занятости.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International