История монастыря

Монастырь основан в 1439 году преподобным Макарием Желтоводским, Унженским и Свияжским чудотворцем.
Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня - именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу от ордынского хана Улу-Махмета.
Богослужения в монастыре совершаются ежедневно.
 
Наместник игумен Глеб (Владимиров). Братии 16 человек.
Главной святыней монастыря является икона преподобного Макария с частицей мощей.

В 1439 году войска хана Улу-Махмета напали на обитель Пресвятой Троицы, основанную преподобным Макарием у Желтоводского озера. Монастырь был сожжен, братия погибла под мечами варваров, а 90-летний старец Макарий отведен в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: “Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников” [14, 67].

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: “Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?” Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.{mospagebreak}

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха [5, 173], но и для устройства на нем монастыря. Площадь находится на возвышенности, с трех сторон защищена от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33), великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца.

На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам “в память избавления своего от рабства агарянского” устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным окрестности ее озарились светом Христовым. Пришло время исполниться завещанию старца. В первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.

Схимонах Исаия с благоговением возносил молитвы к Богу, зная, что молитва – основа монастыря. Жители окрестных селений оказывали благочестивому иноку особенную любовь и уважение. А когда добрый подвижник преставился ко Господу, над его могилой поставили позлащенную гробницу. В библиотеке Макарьевской пустыни хранилась заметка, сделанная на одной из богослужебных книг: “В лето 7169 (1661) в Декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария чудотворца на устье реки Свияги”.

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный. В ризнице Макарьевской пустыни хранился святой антиминс из Вознесенской церкви, в 1703 году подписанный блаженнейшим Тихоном III митрополитом Казанским и Свияжским1. В трапезной части этого храма был установлен предел во имя преподобного Макария Желтоводского. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года видно, что в пустыни существовала ещё одна церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, находившаяся на вратах.

В обитель преподобного Макария в 1693 году под церковную епитимью был прислан Арсений, епископ Андрусский. Он был “за некая приключшаяся обстояния” Святейшим Досифеем II Патриархом Иерусалимским2 отлучен. Прожив остаток жизни в покаянии в Макарьевской пустыне, владыка Арсений скончался 14 апреля 1706 года. Погребен он был в Спасо-Преображенском монастыре3, который находился в Казанском кремле. По просьбе митрополита Тихона III почившего разрешили от клятвы. Грамота о разрешении с подписями Константинопольского Патриарха и еще одиннадцати архиереев положена в гроб, а перевод с греческого языка – в ризницу казанского митрополита.

В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений4. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю, священники которого и совершали поочередно богослужение, поскольку в обители святого Макария погребали монашествующих Свияжских монастырей, как мужского, так и женского. Близ пустыни находится кладбище, где хоронят жителей города Свияжск. Начало кладбища относят к XVI веку.

Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский5, в 1796 году начал просить Святейший Синод внести Макарьевскую пустынь в число семи монастырей Казанской епархии, оставленных на своем содержании. Дело тянулось. Но в 1798 году проплывавшему в Казань по Волге императору Павлу Петровичу очень понравилось красивое местоположение Макарьевской обители, и он изъявил желание о ее воссоздании. Прошение архиепископа Амвросия было утверждено, Свияжская подгородная Макарьевская пустынь сделана самостоятельною, и на ее содержание ассигновано 300 рублей. Обитель получила в надел “100 десятин пахотной, под лесом и луговой земли” [15, 533].

Возобновленная пустынь опять подверглась испытаниям. В 1800 году все кельи ее сгорели. У погорельцев пытались отнять имущество завистливые соседи, “которым было неприятно видеть пустынь, хотя немного обеспеченною щедротами монаршими”[9, 10]. Иноки были лишены возможности пользоваться своими землями и рыбными ловлями более 11 лет. Рогатый скот продали, а избу со скотного двора перенесли в пустынь и устроили из нее кельи. Но и их поглотила огненная стихия в 1829 году.

Скорбящим инокам Господь подал утешение. Судебный процесс завершился в пользу Макарьевской пустыни. На взысканные с корыстолюбивых людей деньги в 1830 году построили дом в два этажа. Нижний этаж сделали каменным, а верхний – деревянным. В доме были кельи, кухня и трапезная.

В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители. По указу Святейшего Синода 1798 года в пустыни преподобного Макария положено быть: строителю одному, иеромонахам 2, иеродиакону 1, монаху 1 и 2 послушникам.

В храме во имя Вознесения Господня богослужения прекратились. Так как со временем он пришел в аварийное состояние, стены потрескались, и связи в нем разорвались. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского6, возобновлением церкви занялся строитель иеромонах Антоний7. Значительные пожертвования на богоугодное дело внесли Н.И. Саврасова и казанский помещик Е.А. Лебедев. В храме поставили 3 престола: на втором холодном этаже - во имя Вознесения Господня, а на первом теплом этаже - в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедской и во имя преподобного Макария Желтоводского. При церкви возвели колокольню. Обновленный храм освятили в 1839 году.

Архиепископ Владимир8 после управления Казанской епархией хотел поселиться в Макарьевской пустыни, поэтому в обители в 1847 году по созданному владыкой плану, под его наблюдением, был построен дом в два этажа. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иеромонах Виталий (бывший эконом архиерейского дома).

На этом забота о благолепии пустыни не прекратилась. В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”; на правой стороне – во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой – во имя Всех святых. Начал ее возводить строитель иеромонах Мартиниан (Муратовский)9, но в 1861 году он был переведен в Иркутский Вознесенский монастырь. Заканчивал строительство иеромонах Александр. При этом храме построили корпус в два этажа, в нижнем этаже устроили братские кельи, а в верхнем разместился настоятель.

В новый храм Пресвятой Богородицы в год освящения были пожертвованы помещицей Лихачевой 2 древние иконы: Нерукотворный образ Спасителя и Божьей Матери “Толгская”. Иконы, украшенные вызолоченными серебряными ризами, висели на столпах. В 1887 году в сводах арок этого храма написали иконы двунадесятых праздников, а всего в церкви было сделано 36 священных изображений. Для отопления храма была устроена амосовская печь.

Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божьей Матери “Отрада” (“Утешение”) Ватопедская (серебряная риза которой была украшена жемчугом и камнями), привезенная со святой горы Афон.

В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей “и с законным об этом свидетельством”[6, 177]. В Казанской епархии в то время больше нигде не было подобной святыни. Поэтому богомольцы во множестве стекались к ней, прося у Целителя здравия.

Настоятель игумен Димитрий не забывал и про паломников. И в 1888 году выстроил странноприимный дом с мезонином. Деревянный дом, покрытый железом, был снабжен всем необходимым.

Через год, вместо двух домов в два этажа, был построен каменный двухэтажный корпус. В нем нашлось место как для 12 братских келий, так и для кухни с трапезной.

В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.

Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. Его в 1894 году приобрели как на средства обители, так и на благотворительные взносы.

В конце XIX века получены из казны пахотные земли, лес и мукомольная мельница. Еще пустынь приобрела на свои средства лес, пахотные и луговые земли.10

В это же время сложили 111-метровую каменную ограду, поскольку пустынь необходимо защищать от оползней.

В 1898 году настоятелем Макарьевской пустыни стал иеромонах Серафим (Павлиненко)[15, 534], впоследствии игумен. 17 декабря 1900 года Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии11, вручил игумену Серафиму жезл. Вручая его, владыка Алексий произнес проникновенную речь:

“Всечестный отец игумен Серафим!

В знамение духовного правления, к которому ты призван сегодня, вручается тебе жезл сей. Помни, брат, что подобно святому пророку и вождю еврейского народа Моисею, и ты приемлешь жезл сей не от человека, а от Самого Бога, приемлешь для того, чтобы врученную тебе вместе с сим жезлом братию вести от рабства греховного в страну духовной свободы, к обетованному Царству Небесному. Помни, что тебе дается не жезл властительства мирского, не жезл ярости и биения, чтобы ты горделиво возносился над врученной тебе братиею или жестоко с нею обходился: нет, жезл сей – знак отеческого попечения за твоими духовными чадами, знак терпеливого ухода за немощным согрешающим братом, знак умелого управления врученным тебе кораблем монастырским, знак истинного пастырства Христова, а не наемничества. Опираясь на жезл сей, утверждай братию в житии их монашеском, прежде всего, примером собственной святой жизни, чтобы в день Суда мог ты непостыдно сказать пред Богом: “Се аз – недостойный игумен, а вот духовные дети мои, которых ты дал мне, Господи. Аминь”[7, 12-13].

В воскресенье 7 июля 1902 года пустынь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В ней он отслужил Божественную литургию, произнес проповедь. “Из Свияжска и деревень узнавшие, к концу литургии наполнили церковь”[8, 682-683]. Отец Иоанн после трапезы благословил братию и богомольцев. Затем отправился дальше на пароходе вниз по Свияге и по Волге.

В Макарьевской обители в 1904 году проживало 37 человек: и. д. настоятеля иеромонах Антоний (Чугунов), еще 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников[16, 757,759].

Свержение царя и его убийство было следствием отступления российского народа от Бога. После революции православные монастыри подверглись грабежу, осквернению и уничтожению. Новым людям ни Бог, ни совесть были не нужны. В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь.

В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.

К концу XX века то, что осталось от зданий некогда благолепной пустыни, вернули Церкви. Сохранились стены. Рамы, двери, полы и крыши были уничтожены пожаром в 1989 году или унесены “предприимчивыми” людьми.

1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня.

В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева)12, архимандрита Александра (Уродова)13 и монаха Леонтия (Карягина)12, в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Предстательством небесных покровителей, молитвой и трудом игумена Глеба с братией, благотворительной помощью ктиторов и паломников возрождается поруганная святыня.

У подошвы горы под монастырем в 2001 году, стараниями Л.В. Анисимова, поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню.

В Воронеже в 2003 году, на средства А.Г. Пилишкина и фирмы “Лит Арт”, отлили 10 колоколов. Теперь новая звонница ежедневно призывает на молитву монахов и благочестивых паломников.

Прекрасный вид Макарьевского монастыря напоминает земным странникам, взирающим на него, о нетленной красоте Небесного Града (Откр. 21, 10). И не смотря на то, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7, 13), не только в былые времена, но и в XXI веке есть люди, желающие “употребить все время свое, все силы тела и души на богоугождение”[4, 464]. Да поможет им Бог Своею благодатью идти путем спасения молитвами преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International